В этом разделе ежеквартального дайджеста №18 мы рассказываем о подходах к организации дистанционного обучения во время пандемии в мире и в Интеллектуальных школах.
Часть 1. Международный опыт
В условиях пандемии и глобальной борьбы с распространением COVID-19, большинство стран мира принимает меры по организации дистанционного обучения в крайне сжатые сроки. Согласно оценкам, на подготовку нового, полноценного онлайн-курса в вузе требуется от 6 до 9 месяцев (Hodges et al., 2020). Это говорит о том, что ни одна страна в мире не имеет надлежащих условий для организации эффективного дистанционного обучения с учетом нынешних обстоятельств.
Особо важной является проблема неравенства в доступе к ресурсам, используемым для обучения. Важность этого пункта в том числе отмечена в методической записке Всемирного банка об удаленном обучении и COVID-19. Многие страны столкнулись с проблемой недостаточного оснащения школ, учителей и учащихся компьютерами, планшетами и интернет-соединением – основными компонентами онлайн-обучения. Также можно отметить неравный уровень подготовленности к онлайн-обучению как среди стран, так и внутри них, особенно в случае городских и сельских школ.
Основной рекомендацией Всемирного банка является организация многоуровневой модели дистанционного обучения, которая будет включать различные комбинации доступных технологий. Также Всемирный банк рекомендует задействовать средства вещания, т.к. телевидение и радио, для обеспечения обучающими материалами детей, не имеющих доступ к компьютерам и качественному интернету, особенно в сельской местности (World Bank, 2020).
Дистанционное обучение в Интеллектуальных школах началось 6 апреля. Интеллектуальные школы осуществляют синхронные 20-минутные уроки наряду с асинхронным обучением. Для обучения используются платформы Microsoft Teams и Google Classroom. Онлайн уроки проходят по всем предметам, кроме предметов “Литература” “Самопознание”, “Искусство”, “Физическая культура”, “НВиТП” и “Человек. Общество. Право”.
Китай
Страна, которая подверглась наиболее масштабной атаке вируса на ранних стадиях его распространения, проводит дистанционное обучение для более 200 миллионов детей с февраля. Министерство образования КНР запустило платформу National Online Cloud Classroom (Национальный облачный онлайн-класс), который предоставляет доступ к наиболее широко используемым учебникам для учащихся начальных и средних классов. На данный момент платформа также включает секции по психическому здоровью, семейному и моральному образованию, информацию по предотвращению эпидемии, технике безопасности. Также платформа включает трансляцию канала CETV-4 и хранит видео с канала для просмотра детьми в удобное для них время (Ministry of Education of the PRC, 2020).
Для детей без доступа к интернету правительство организовало уроки на государственных телеканалах, где транслируются уроки математики, китайского и английского языков, искусства и физической культуры. Школы и учителя осознают недостатки дистанционного обучения, в связи с чем многие из них планируют повторять все темы, пройденные дистанционно, как только возобновится обучение в классе (Zhong, 2020).
США
Американские школы перешли на дистанционное обучение согласно поручениям на уровне штатов, округов и самих школ ввиду децентрализированной системе образования в стране. Нью-Йорк, штат с самым большим контингентом школьников в стране, сотрудничает с Apple, T-Mobile и IBM для предоставления 300,000 планшетов iPad с интернет-соединением детям, нуждающимся в них. Департамент образования штата планирует раздавать десятки тысяч планшетов каждую неделю (Feiner, 2020).
Из-за проблем с безопасностью у программы Zoom власти штата призывают использовать средства видеоконференции Google и Microsoft (Camera, 2020). В остальном школы и учителя имеют свободу в организации образовательного процесса. Некоторые школы делают упор на асинхронности нового материала, предоставляя заранее записанные уроки наряду с консультациями в заранее определенные для этого дни недели.
В США, как и во всех странах мира, присутствует проблема неравенства в доступе к ресурсам. От 15% до 30% школьников в Лос-Анджелесе не выходили на связь со школами с тех пор, как в США началось дистанционное обучение (Kamenetz, 2020). С проблемами сталкиваются как школьники из социально-уязвимых слоев городского населения, так и сельские дети, проживающие в местах со слабым или отсутствующим интернет-соединением.
Помощь оказывают технологические компании США. Google создала страницу Teach from Home, где имеется информация о том, как организовать онлайн-обучение в условиях пандемии с помощью платформ Google. YouTube предлагает курированный список образовательных каналов на странице Learn@Home, для семей с детьми старше 13 лет, для семей с детьми от 5 до 13 лет и для семей с детьми дошкольного возраста (Peters, 2020). Учителя также могут обратиться в службу профессионального обучения Apple и получить консультацию с сотрудниками компании о том, как организовать онлайн-обучение (Rivera, 2020).
Россия
В РФ имеется множество платформ для дистанционного обучения, которые удовлетворяют различные нужды в образовательном процессе и которые были запущены задолго до начала карантина. Федеральное правительство запустило ресурс “Российская электронная школа” в 2016 году с ресурсами для начальных и средних классов. Онлайн-платформа “Учи.ру” имеет более расширенный инструментарий (задания для домашней работы, обратная связь, подготовка к экзаменам) для учащихся 1-8 классов. “ЯКласс” от Яндекс предоставляет большой набор материалов для асинхронного обучения и предусматривает интеграцию с другими ресурсами, такими как «Дневник.ру», ЭлЖур, Microsoft Office 365 и т.д. Данный ресурс имеет бесплатный и премиальный уровни доступа (Подболотов, 2020).
Несмотря на разнообразие доступных платформ, условия карантина не позволяют одной единственной платформе предоставить все функции, необходимые для дистанционного обучения. Возникают трудности с построением полного образовательного процесса на основе одной платформы. Учителя все же полагаются на мессенджеры и программы для видеоконференций (Skype стал основным ресурсом после проблем с Zoom) и иные средства связи с учащимися. Согласно результатам опроса Maximum Education, 91% учителей утверждают, что онлайн-обучение не может заменить обучение в классе, ссылаясь на недостатки в техническом оснащении, отсутствие опыта и многообразие платформ (Костенко, 2020).
Часть 2. Опыт реализации в Интеллектуальных школах
Результаты проведенного опроса свидетельствуют о достаточно успешной реализации дистанционного образования в Интеллектуальных школах, по крайней мере на ее начальных этапах. Как учителя, так и учащиеся были достаточно хорошо подготовлены к переходу на дистанционное обучение. Учителя всех школ высоко оценили свою компетентность в организации образовательного процесса, включая самооценку компетентности (90% учителей), уверенность в достижении целей обучения (84%) и эффективную организацию оценивания (85%) в рамках нового формата обучения. Более того, положительно были оценены как поддержка со стороны школы (техническая поддержка – 4,3, методическая – 4,4), так и удобство платформы Microsoft Teams (4,4). Вдобавок к высокой оценке технической поддержки со стороны учителей стоит отметить тот факт, что 54% учителей обращаются за помощью к ИТ-специалистам школы при возникновении проблем.
Среди учителей наблюдается высокий уровень сотрудничества с коллегами; так, 98% опрошенных учителей сказали, что сотрудничают друг с другом по методике дистанционного обучения. Также в подавляющем большинстве случаев при наличии проблемы учителя обращаются за помощью к своим коллегам, о чем сообщили 86% респондентов.
В то же время наблюдается разный уровень удовлетворенности среди различных групп респондентов. В то время как учителя и родители в среднем достаточно высоко оценивают свою общую удовлетворенность (3,9 из 5 и 4,3 из 5 соответственно), в среднем учащиеся менее довольны (3,5 из 5). Средняя оценка учащихся ниже оценок учителей и родителей во всех школах сети и варьируется незначительно между школами (3,4-3,5). Незначительная вариация в разрезе школ наблюдается и в средних оценках родителей (4,2-4,4), а у учителей разница сравнительно выше (3,8-4,2).
В случае учащихся, значительная доля респондентов также высказалась негативно о нагрузке, которая увеличилась за время дистанционного обучения. Вопрос учебной нагрузки является одним из самых важных для учащихся согласно комментариям, предоставленным на открытый вопрос. Согласно комментариям учеников, формат уроков (20-минутная сессия, после которой следует самостоятельная работа со сжатыми сроками сдачи) предполагает достаточно интенсивную работу и не предоставляет детям достаточно времени для перерывов. Также это приводит к тому, что дети проводят продолжительное время перед монитором в сидячем положении, что не может не сказаться на их физическом состоянии. В свою очередь, учителя сообщают о том, что тратят большую часть своего рабочего времени – 4 часа в день – на подготовку уроков и консультаций. На проведение уроков и консультаций в среднем им требуется 3 с половиной часа, еще 2 с половиной часа учителя тратят на другую работу. Снижение нагрузки должно позволить им тратить меньше 10 часов в день на выполнение своих обязанностей.
Немаловажным является и вопрос психического состояния учащихся. Условия самоизоляции и, как следствие, возросшей самостоятельности в обучении приводят к снижению в уровне вовлеченности детей в процесс обучения, а у детей с психическими расстройствами возможны ухудшения в случае отсутствия должной поддержки со стороны школы и/или общества. Согласно результатам опроса, несмотря на то что 86% родителей оценили эмоциональное состояние детей как положительное, доля детей, согласных со своими родителями в данном вопросе, составляет лишь 68%. Помимо этого, 40% детей не чувствуют себя вовлеченными в процесс обучения; столько учащихся указали, что им некомфортно обучаться дома. Наконец, 69% учащихся и 80% родителей признают недостаток или отсутствие живого общения в подтверждение тому, что нынешние условия не способны восполнить живое общение и социализацию, которые доступны в школьной среде.
Подобные результаты исследования говорят о необходимости эмоциональной и психологической поддержки учащихся. В условиях дистанционного обучения учащиеся Интеллектуальных школ могут воспользоваться помощью психолога, однако лишь 5% детей высказались о том, что им необходима такая помощь. Помимо этого, перспективным может стать создание и поощрение коллективной работы на основе платформы Microsoft. Коллективная работа и коллаборативная среда привлекательны также ввиду того, что больше всего за помощью дети обращаются к своим одноклассникам (48% респондентов), а учителя чаще всего обращаются к коллегам (86%). Более того, на данный момент 60,1% учащихся и 64,2% родителей считают, что они или их дети вовлечены в процесс обучения, что оставляет треть учащихся, которые не чувствуют себя вовлеченными.
В то же время, наиболее серьезными препятствиями в осуществлении дистанционного обучения в Интеллектуальных школах являются не проблемы компетенции учителей или мотивации учащихся, а технические сложности, такие как обеспеченность ресурсами или качество Интернет-соединения. Интеллектуальные школы осуществили работу по обеспечению как учителей, так и учащихся необходимым оборудованием: ноутбуками и 4G модемами. Тем не менее, оценки качества интернета невысокие: 3,6 для учащихся и 3,9 для учителей. Более того, лишь в 7 из 21 школ этот показатель выше среднего. В то же время, родители более оптимистичны в оценке интернет-соединения – средняя оценка согласно опросу среди них составляет 4 из 5.
В качестве решения проблем с интернетом школам рекомендуется продолжать работу по обеспечению учителей и детей необходимыми ресурсами, но, что немаловажно, использовать более разнообразные методы обучения, включая те, для которых не требуется онлайн-подключение. Использование асинхронных методов обучения является ключевой рекомендацией Всемирного банка в методическом документе о дистанционном обучении и COVID-19 (World Bank 2020).
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, дистанционное обучение является перспективным форматом в будущей деятельности Интеллектуальных школ для использования либо в чрезвычайных ситуациях, либо в качестве вспомогательного инструмента в рамках обучения в классе. Поддержкой этому служат ответы 79% учителей, согласных с тем, что технологию дистанционного обучения можно использовать в ее нынешней форме или с незначительными доработками.
Использованная литература
Camera, L. (2020, April 7). New York City Tells Teachers to Stop Using Zoom for Distance Learning. US News. Retrieved from https://www.usnews.com/news/education-news/articles/2020-04-07/new-york-city-tells-teachers-to-stop-using-zoom-for-distance-learning.
Feiner, L. (2020, April 5). How NYC moved the country’s largest school district online during the coronavirus pandemic. CNBC. Retrieved from https://www.cnbc.com/2020/04/03/how-nyc-public-schools-are-shifting-online-during-the-coronavirus.html.
Hodges, C., Moore, S., Lockee, B., Trust, T., & Bond, A. (2020). The difference between emergency remote teaching and online learning. Educause Review, 27.
Kamenetz, A. (2020, April 8). 4 In 10 U.S. Teens Say They Haven’t Done Online Learning Since Schools Closed. NPR. Retrieved from https://www.npr.org/sections/coronavirus-live-updates/2020/04/08/829618124/4-in-10-u-s-teens-say-they-havent-done-online-learning-since-schools-closed.
Ministry of Education of the PRC. (2020). MOE upgrades free online learning platform for students [Press release]. Retrieved from http://en.moe.gov.cn/news/press_releases/202003/t20200302_426337.html.
Peters, J. (2020, March 20). Google and YouTube launch new resources to help teachers and families educate students at home. The Verge. Retrieved from https://www.theverge.com/2020/3/20/21188489/google-youtube-remote-education-resources-teach-from-home-students-coronavirus.
Rivera, J. (2020, March 25). Apple offers free consultations to help teachers make the best of online learning. USA Today. Retrieved from https://www.usatoday.com/story/tech/2020/03/25/apple-free-consultations-teachers-coronavirus/5080894002.
World Bank. (2020). Guidance Note on Remote Learning and Covid-19.
Zhong, R. (2020, March 17). The Coronavirus Exposes Education’s Digital Divide. New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2020/03/17/technology/china-schools-coronavirus.html.
Костенко, Я. (2020, April 3). Больная перемена: 50% школьников считают онлайн-обучение каникулами. Известия. Retrieved from https://iz.ru/995078/iaroslava-kostenko/bolnaia-peremena-50-shkolnikov-schitaet-onlain-obuchenie-kanikulami.
Подболотов, А. (2020, April 8). Как проходит онлайн-обучение школьников в России. Android Mobile Review. Retrieved from http://android.mobile-review.com/articles/64433.
Фото: ru.sputniknews.kz